Идеи от Сантима

История Одессы в Винном погребе "Santim"

0

 

В супермаркете "Santim" ул. Троицкая 54 появились исторические фото нашего прекрасного города Одессы. Попробуйте узнать родные и любимые места!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание одесского вокзала. Конец XIX века. Автор фотографии неизвестен. Здание железнодорожного вокзала "Одесса-Главная" строилось с 1879 по 1883 гг. Строил архитектор А. Бернардацци по проекту В. Шретера. Здание выдержано в стиле классического возрождения. Здание имело удлиненные боковые фасады. Главный подъезд предназначался для отъезжающих пассажиров 1 и 2 класса. Правый боковой фасад - для пассажиров 3 класса, левый - для прибывающих. Это здание взорвали румыны, когда уходили из Одессы в 1944 г. В 1952 г. построено новое здание на месте старого железнодорожного вокзала, по проекту архитектора А.М. Чуприна. Здание вокзала в целом повторило формы старого железнодорожного вокзала. 

 

 

Вид на гостинницу Пассаж со стороны дома Руссова в Одессе. Печаталась на почтовых открытках. Проектировал это красивейшее здание знаменитый архитектор Л. Влодек, и построено оно было в рекордные сроки (1898-1899 г.). Скульптурные группы здания создавали С. Мильман и Т. Фишель. Этот архитектурный шедевр был построен на месте дома Крамарева, который выкупил купец первой гильдии Моисей Менделевич. На его деньги и был построен «Пассаж». После этого здание ещё долго называлось «Пассажем Менделевича». Гостиница "Пассаж", "лучшая на юге России" - как писали на рекламных открытках, сразу стала предметом гордости одесситов и вожделения ее гостей. Галерея «Пассажа», освещенная солнцем, представляла собой торговую улицу шикарных магазинов. Слово "Пассаж" означает с французского - переход. Г-образный переход ведет с ул.Дерибасовской на ул.Преображенскую. После пожара 1901 г. сгорела скульптурная композиция со стороны ул. Преображенской. А со стороны ул. Дерибасовской на крыше сохранились две интересные скульптуры: Меркурий, сидящий на паровозе, и Фортуна с факелом удачи в руке на корабле, приставшем к берегу. Эти два образа, Меркурий и Фортуна, многократно повторяются в скульптурных группах на стенах здания, как внутри, так и снаружи. По поводу башни над центральным, угловым входом. Во время пожара она тоже пострадала - сгорела. Поэтому, возможно, это фото сделано еще до пожара. 

 

Вид на рейд и Одесский залив с лестницы в Одессе. По центру, чуть левее, видна портовая церковь Св. Николая, после 1917 г. разрушенная. Год издания: конец XIX века. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Печаталась на почтовых открытках. Основание Одессы проходило в обстановке бесконечных интриг. Предметом длительного спора являлся выбор места для строительства города и порта. Основатель Одессы Иосиф Де-Рибас писал: "Я гибну от желания что-нибудь совершить" (1789 г.) - строить порт в "распахнутом настежь" широком заливе. Это выглядело безумным с военной точки зрения, но в плане развития торговли - просторный Хаджибейский залив предоставлял очень большие возможности. Несмотря на все "за" и "против" проекта в 1794 г. было торжественно заложено основание города, фундамент порта, корабельная верфь, две купеческие пристани и две церкви во имя покровителей мореплавателей св.Николая и св.Екатерины. Слухи о вольном городе у моря распространялись в России и за ее пределами очень быстро и привлекали в Одессу людей предприимчивых и работящих. За 200 лет вырос, неповторимый во всех отношениях, город-порт, известный во всем мире.

 

Общий вид Александровского проспекта с птичьего полета. Год издания: конец XIX века. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Находится в коллекции открыток Одесского историко-краеведческого музея. В 1794 году инженер-полковник Франц Деволан предусмотрел создание в городе проспекта с двумя базарными площадями. Так возник Александровский проспект, названный именем царя Александра I, с Греческой и Старо-базарной площадями, на которых появились базары Греческий и Вольный рынок (впоследствии Старый базар). Но часть задуманного воплотить в жизнь не удалось. Деволан проектировал Александровский проспект как главную магистраль, ось города от порта через Военный спуск к базарным площадям. Но из-за амбиций богатых застройщиков в начале и в конце проспекта, он был фактически закупорен наглухо частными зданиями. 

 

Памятник герцогу Дюку де Ришелье (скульптор И. Мартос), Николаевский бульвар в Одессе. Полуциркульные здания (автор — известный петербургский зодчий А. Мельников). Год издания: конец XIX века. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Печаталась на почтовых открытках. Памятник герцогу Ришелье был открыт в 1828 году, в месте пересечения осей Николаевского бульвара и Ришельевской (Потемкинской) лестницы. Это первый в городе памятник. Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо. Обращенная к морю бронзовая фигура Дюка воплощает идею Одессы как города-порта. Герцог де Ришелье являлся градоначальником Одессы 12 лет (с 1803 по 1815 год). При поддержке императора в 1804 году герцог добился снятия с Одессы налогового бремени хотя бы на время. Он сумел доказать целесообразность свободного транзита для всех товаров, привозимых морем в Одессу. Внёс большой вклад в строительство Одессы и развитие Новороссии.

 

Улица Дерибасовская, Одесса. Год издания: конец XIX века. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Находится в коллекции открыток Одесского историко-краеведческого музея. Иосиф де Рибас - первый градоначальник Одессы. Всего пять лет понадобилось де Рибасу и первому архитектору Одессы Францу де Волану, чтобы доказать императрице Екатерине II необходимость создания нового чудесного города -Одесса. Именно Францу де Волану мы должны быть благодарны за проект и реализацию прямых проспектов, пересекающихся столь же прямыми улицами, стекающими к морю. Одесситы не остались в долгу и назвали главную улицу города - Дерибасовской! Бронзовые фигуры основателей Одессы - адмирала Иосифа де-Рибаса и инженер-полковника Франца де-Волана - были установлены благодарными одесситами у постамента памятнику императрице Екатерины в 1900 году. Это благодаря прежде всего их усилиям Одесса стала красивой и знаменитой. 

 

Вид на Оперный театр (по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера) вид сверху, Одесса. Год издания: конец XIX века. Автор неизвестен. Литография. Печаталась на почтовых открытках. Здание театра, построенное в 1884—1887 годах, исполнено в стиле венского "барокко", является одним из чудеснейших в Европе архитектурных сооружений. Его портал украшен скульптурными группами, аллегорически изображающими муз — покровительниц театра, музыки, танца, комедии и трагедии. Посещение этого театра оставляет неизгладимое впечатление. Самая красивая часть здания - это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского "рококо". Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира. Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Оригинально и изобретательно сделаны всевозможные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций. Пожалуй, ни в одном театре нет такого занавеса по эскизу крупнейшего театрального художника А. Головина. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголке зала. Театр знаменит своей историей. В нём бывали выдающиеся писатели и композиторы, на его сцене выступали великие певцы Шаляпин, Карузо, Собинов

 

Панорамный вид Одесского залива и города Одессы с высоты птичьего полета. Раскрашенная литография. Автор: немецкий гравер Carl Hohfelder. Опубликовано в Мюнхене предположительно в 1850 году. Находится в библиотеке Иерусалимского национального университета. Великолепно просматривается центр города: морской порт, лестница, памятник герцогу Де Ришелье, кафедральный собор, кирха. Литография очень красива и познавательно интересна. До 30 объектов пронумерованы и подписаны внизу карты. Надписи на немецком языке. Поскольку точная дата издания неизвестна, то существует версия, что карта опубликована несколькими годами позже. Тогда она относится к литографиям, посвященным Крымской войне 1853-54 гг. и осаде Одессы англо-французкими войсками. В то время было выпущено много литографий немецкими, французкими английскими мастерами на эту тему. Например, размещенная на этом сайте - "Панорамный вид обороны Севастополя" 1855 года. Поэтому вызывает еще больший интерес.

 

 

 

 

Станция трамвая, угол Тираспольской и Нежинской улиц, Одесса. Одновременно запечатлены электрический трамвай и конка. Год издания: 1911. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Находится в коллекции открыток Одесского историко-краеведческого музея. Пуск первого трамвая был приурочен к открытию Художественно-промышленной выставки в 1910 году, размещавшейся в Александровском парке. Предшественниками электрического трамвая были: конно-железная дорога — "конка", и трамвай на паровой тяге — "паровичок", связывавший город с дачными районами. 

 

Одесса, памятник Екатерине II, вид на Николаевский бульвар. Год издания: 1890-е годы. Автор неизвестен. Литография. Печаталась на почтовых открытках. «Повелеваем быть порту и городу» - с этих слов императрицы Екатерины Второй, произнесенных в 1794 году, как гласит легенда, началась 200-летняя история Одессы. В знак благодарности в 1900 году одесситы установили памятник тем, кто стоял у истоков рождения города: Иосифу де Рибасу, Францу де Волану, Григорию Потемкину и Платону Зубову и, конечно же, Екатерине Второй. Памятник был установлен в 1900 г., в 1920 г. – демонтирован. Основателей Одессы в 2007 г. было решено вернуть на прежнее место. Большая часть фрагментов памятника Екатерине - подлинники. В частности, фигуры де Рибаса, Платона Зубова, Григория Потемкина, которые стоят у ног бронзовой Екатерины. Заново была изготовлена только голова императрицы. 

 

Сад Аркадия, Одесса. Год издания: конец XIX века. Автор: неизвестен. Раскрашенная литография. Находится в коллекции открыток Одесского историко-краеведческого музея. Курорт Аркадия — одна из крупнейших курортных зон Одессы, примыкает к административному центру города и тянется на юг вдоль прибрежной полосы моря. В Древней Греции словом «Аркадия» называли идиллический край пастухов и охотников, «райский уголок», предназначенный для счастливой и беззаботной жизни на лоне природы. Аркадийский курорт — один из самых крупных зеленых массивов города. Наряду с парками здравниц, парковой зоной на морских склонах в зоне курорта расположен Ботанический сад Одесского государственного университета, центральный парк Победы — один из обширнейших и красивейших парков города. Все это снискало Аркадии репутацию любимого места массового отдыха. Так было и в XIX веке, и в нынешнее время. 

 

 

 

 

 

Вид на городской театр со стороны Ришельевской улицы в Одессе. Год издания: конец XIX века. Автор: светопечать С.В. Кульженко Раскрашенная литография. Печаталась на почтовых открытках. Новый оперный театр был построен вместо сгоревшего (прошло 11 лет), увидел первых посетителей в 1887 году в период городского головы Г.Г. Маразли. Этот театр считается одним из лучших в Европе после Венского. Посещение этого театра оставляет неизгладимое впечатление. Театр знаменит своей историей. В нём бывали выдающиеся писатели и композиторы, на его сцене выступали великие певцы Шаляпин, Карузо, Собинов. Это гордость и жемчужина Одессы. Сейчас после длительного ремонта (фактически его спасения) получил второе дыхание. 

 

 

Перспектива Ришельевской (Потёмкинской) лестницы в Одессе (архитектор Ф. К. Боффо). Год издания: конец XIX века. Автор неизвестен. Лестница, ведущая к самому морю стала оригинальным, необычным и смелым элементом комплекса Николаевского бульвара. Сначала она была деревянной, но в 1837-1841 годах ее ступени выложили из триестского песчаника, а почти через сто лет его заменили гранитом. Лестница состоит из 10 площадок и 10 маршей, насчитывающих 192 ступени (изначально их было 200), ширина лестницы снизу почти в два раза больше, чем сверху. С обеих сторон лестница обрамлена парапетами двухметровой толщины. Это раскрашенная литография. Печаталась на почтовых открытках. 

 

Дом Котляревских. Построен, примерно, во второй половине позапрошлого века. Балконы поддерживаются кронштейнами. С конца позапрошлого века домом владеет Д. Котляревский; с 1901 года И. и П. Котляревские; с 1908 года Павел Петрович Котляревский.

Семейство занималось торговлей русским мануфактурным товаром под маркой Товарищество «Д.П. Котляревский». Председатель правления Д.П. Котляревский. Директора: П.И. Кухта и И.П. Котляревский.

Это прибыльное дело основал Петр Котляревский, бывший гласным Одесской городской думы. В 1870 году дело перешло по наследству к одному из его сыновей – Дмитрию Петровичу, превратившему дело в оптовую фирму (в 1898 году ставшую товариществом). В 1900 году Дмитрий Петрович скончался, и дело перешло к его брату Павлу, который совместно с П.И. Кухтой состоял одним из главных сотрудников торгового дома. Третий брат Дмитрия – Иван Петрович, врач, формально был компаньоном, но участия в коммерческих делах не принимал.

 Кроме того, Дмитрий Петрович Котляревский был почетным старшиной Мариинского детского приюта.

 В 90-е годы позапрошлого века в доме проживали сверхштатный техник Одесской городской управы инженер-механик Арнольд Романович Рейхенберг; член Общества взаимного вспомоществования приказчиков-евреев Ефраим Яковлевич Аксельрод.

 В начале прошлого века по этому адресу торгуют галантереей А.Д. Берза и М.М. Розенштейн; проживает акушерка-массажистка X. Травина.

 В 20-е годы прошлого века здесь находится Одесское отделение Всесоюзного текстильного синдиката. Отделение ведет оптовую и розничную торговлю товарами предприятий, входящих в синдикат. Заведующий С.С. Урицкий, заместитель Е.Б. Кривицкий.

 В первые послевоенные годы находится Горпромторг, имеющий в подчинении 46 магазинов города.

В середине прошлого века галантерейторг и его база.

 

Ныне жилой дом с супермаркетом «Santim»